Жизнь - театр 

                                                     

МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РСО-АЛАНИЯ

                                                               Тел.: 8672 53-59-22, 53-29-77

362040, Россия, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Горького, 30

youtube facebook telegram ВКонтактеОдноклассники

Купить билет

 

В.В.ТХАПСАЕВ

     ЧАСТЬ 1

В.В.Тхапсаев родился 10 июня 1910г. в с. Ардон  Ардонского района Северо-Осетинской АССР. Ему было всего 4 года, когда погиб его отец. Прошло несколько лет, и новое горе обрушилось на Бало, его братьев и сестер. Умерла мать, оставив сиротами  детей.

      Ему было двенадцать лет, когда он впервые услышал таинственное слово – театр. Однажды ардонские любители театрального искусства решили поставить самодеятельный спектакль по пьесе Е.Бритаева «Две сестры».

     Он ушел со спектакля, весь охваченный необычным волнением, обрывки фраз ещё звучали в его ушах. «Театр, театр», - повторял он мысленно и жаждал поскорее узнать все о нем. Этот застенчивый парень был очень любознательным, мечтал о путешествиях. После окончания школы он отправляется на садонские рудники, затем на Гизельдон ГЭС. По призыву ЦК ВЛКСМ в 1930 году он едет на Сахалин, и хотя жизнь, бурная и кипучая,  увлекала всё новыми впечатлениями, тем не менее  в его душе крепла любовь к театру, всё его свободное время уходило на участие в любительских драмкружках, благо они возникали повсюду, где только была молодежь. На Сахалине он тяжело заболел, и его отправляют во Владивосток, а затем на Родину.  Как раз тогда, когда Бало учился в Краснодарском строительном техникуме, прошел набор в Осетинскую драм. студию ГИТИСа, и в Москву уехали 30 счастливых парней и девушек.

     Возвратясь в Осетию, Тхапсаев поступает в Театр малых форм в Доме искусств, совмещая эту работу с учёбой в студии при Русском театре.

     В 1935 году группа молодежи, направленная в Москву, завершила учебу. В.Тхапсаев с нетерпением ожидал её возвращения. Но... Вот как рассказывал Владимир Васильевич о начале своей профессиональной артистической деятельности: « В 1935 году тридцать молодых актеров вернулись из Москвы, и был объявлен набор в труппу первого в республике профессионального осетинского театра. Подал заявление и я.Никогда не забуду этого экзамена. Мне предложили сыграть этюд, но излишняя стеснительность  все погубила, и я провалился. Горю моему не было границ. К тому же с работы я уже уволился, а в «артисты» не поступил и ... очутился без дела.

      Теперь могу признаться, что я жестоко голодал в те годы. Должно быть, молодые актеры уговорили директора, и меня пристроили помощником реквизитора. А однажды утром предложили срочно заменить заболевшего Исая Кокаева в роли судьи Бартолена в спектакле «Адвокат Патлен» ( 1935г.). К вечеру я выучил текст и уже начал гримироваться. Неожиданно в театр пришел Кокаев и сам сыграл Бартолена. На следующий день все-таки выпустили меня, и Кокаев настоял, чтобы я остался постоянным исполнителем этой роли». Очень скоро Тхапсаев не только вошел в основной состав труппы, но и занял в ней видное положение. Что определило столь быстрый его взлет?

     Тхапсаев редкостно одаренный человек, артист «милостью божьей», наделенный прекрасными сценическими данными – голосом удивительного тембра и диапазона, мощным темпераментом, природной статью, выразительной пластикой, редкой органикой.

     Ему было, у кого учиться в пору артистический юности. Первая труппа Северо-Осетинского театра отличалась редким разнообразием ярких индивидуальностей, под влиянием которых и формировалась личность молодого актера.

       Тхапсаеву стали поручать эпизодические роли, и к тому времени, когда он был принят уже в качестве актера в труппу Осетинского театра, он научился работать самостоятельно и готовиться к каждому спектаклю тщательно и серьезно.

     После удачного дебюта Тхапсаеву вскоре была поручена роль Татаркана в драме Е.Бритаева «Две сестры». С этой роли, собственно, и следует считать рождение Тхапсаева, как актера трагического.

      Почти каждая новая роль раскрывала все новые и новые возможности Тхапсаева. В первой осетинской комедии «Свадьба»  Г. Джимиева (1937г) он выделил яркий характер старика-колхозника Гуди - весельчака и умника, сохранившего юношескую свежесть чувств, чутко откликавшегося на все новое. После жестокого, коварного Татаркана было неожиданным видеть Тхапсаева таким веселым, искренним, задушевным.

      Этапной ролью первого пятилетия работы в Осетинском театре явилась для Тхапсаева роль Ягора в пьесе Г.Мдивани «Честь».

     В патриотическом спектакле Осетинского театра Тхапсаев, благодаря необыкновенной яркости и реалистичности найденных красок, создал образ большой силы и глубины.

     Тхапсаев играл теперь в каждом новом спектакле. За его спиной был ряд ярких актерских работ: Бзар – дядя Коста Хетагурова («Коста» Т.Епхиева и И.Джанаева) и др.

     1940 год стал вехой в актерской судьбе В.Тхапсаева и в творческой жизни коллектива театра.

     Первым опытом работы над произведениями Шекспира был спектакль «Отелло», осуществленный в 1940 году к пятилетию Осетинского театра. Затем театр не раз возобновлял этот спектакль, на афишах появлялись имена новых режиссеров, художников, актеров, неизменным оставалось только имя исполнителя роли Отелло В.Тхапсаева.

     В течение многих лет работал Тхапсаев над образом Отелло. За это время роль претерпела большие изменения, характер Отелло стал значительно глубже, многограннее, сложнее, внешний рисунок выразительнее.

     В газете «Советское искусство» от 1 апреля1941 г. говорилось: «Спектакль «Отелло», поставленный к пятилетию Северо-Осетинского театра (перевод Г.Плиева, постановка В.С.Фотиева), подтвердил талантливость коллектива, хороший вкус, высокий уровень художественной культуры. Великолепный ритм, осмысленность и правдивость каждой мизансцены, жестов и интонаций обеспечили спектаклю заслуженный успех. Тхапсаев в роли Отелло как бы объединил остужевское толкование роли – внутреннее достоинство,

гуманность кристально чистого человека, пережившего трагедию обманутого доверия, с более ярко выраженной южной страстностью и мужественностью воина. Отелло Тхапсаева отличается благородством души. В нем чувствуется большая сила нерастраченных чувств».

      В каждой новой роли, большой или маленькой, Тхапсаев раскрывал все новые и неожиданные актерские возможности. Уже в первые годы работы стало ясно, что диапазон Тхапсаева очень широк, что он умеет без остатка растворяться в образе и жить его жизнью вдохновенно и страстно, стало ясно, что он обладает зрелым мастерством.

     Многим обязан Тхапсаев режиссерам Осетинского театра, особенно Е.Марковой, научившей его вдумчивому анализу текста, проникновению в авторский замысел. А.Макеев, Б.Борукаев, В.Фотиев, З.Бритаева помогали ему  верно определить линию внутренней жизни образа в спектакле.

     Большое значение в развитии осетинского современного репертуара имела поставленная в годы Великой Отечественной войны пьеса осетинского драматурга Г.Джимиева «Черный туман» (1944г.). В этой драме с особенной  силой   очерчена трагическая судьба народного героя Дзамболата. Эту роль с большим мастерством и сдержанным, суровым воодушевлением проводил В.Тхапсаев.

     В 1945 году семья Тхапсаевых поселилась в этом доме, здесь она прожила 30 счастливых лет.

     Огромное значение в творчестве самого Тхапсаева и во всем  развитии осетинского сценического искусства имели образы, созданные им в пьесах русского советского репертуара. Среди образов современников, воплощенных Тхапсаевым в произведениях советских драматургов, наиболее значительными являются  Швандя в «Любови Яровой » (1946г.) К.Тренева и Муравьев в  «Победителях» Б.Чирского (1947г.).

     К лучшим образам, созданным Тхапсаевым можно отнести и образ Егора Булычова в одноименной пьесе М.Горького « Егор Булычов и др.».  Зрелое мастерство большого актера помогло ему воплотить на сцене один из труднейших и интереснейших образов советской драматургии.

      К роли  Булычова Тхапсаев пришел, имея уже значительный опыт работы над образами русской классики. Ему довелось ранее играть Тихона в «Грозе», Дудукина в «Без вины виноватые», Кнурова в «Бесприданнице. Эти роли, потребовавшие от артиста проникновения в незнакомый ему русский дореволюционный быт, в новый для него мир характеров, в значительной мере подготовили ту большую победу, которую он одержал в «Егоре Булычове».

     Большой творческой удачей В.Тхапсаева было исполнение роли народного осетинского героя Чермена в одноименной поэтической драме Г.Плиева «Чермен» (1949г.)  Играя главную роль, Тхапсаев поражал богатством красок и целеустремленностью действия, тонкостью нюансов, раскрывающих многогранность души простого горца.

     В мае 1955 года В.В.Тхапсаев был приглашен в Москву, в театр  Моссовета, сыграть роль Отелло. С каким необычным волнением встретил актер это известие – выйти на московскую сцену, где выступали великолепные исполнители этой роли. Он помнил и о том, что в его лице москвичи должны были увидеть успехи осетинского театра. Это накладывало на него особую ответственность. Но опасения были напрасны.  Успех превзошел все ожидания.

     Тхапсаев играл на своем родном языке, но самые глубокие переживания, малейшие движения души Отелло, переданные артистом с предельной искренностью и подлинным мастерством, были понятны каждому сидящему в зале. Москвичи, видевшие в этой роли Остужева и Хораву, Папазяна и Мордвинова, горячо аплодировали Тхапсаеву, который привнес в свое исполнение «величие простоты, ясность и глубину человеческих чувств, сочетавшихся с размахом поистине трагедийного характера», как отмечали столичные газеты.

     На творческом отчете Тхапсаева в Московском доме актера в декабре 1950 года профессор М.Морозов сказал: «Как шекспировед, давно консультирующий шекспировские постановки, я видел многих исполнителей Отелло. Тхапсаев – Отелло находится на самых вершинах. Глубокое проникновение в образ, обаяние, мягкость, благородная человечность – вот что показал этот чудесный советский актер в одной из труднейших ролей мирового репертуара».

     В роли Отелло Тхапсаев выступал на сценах многих театров. В Астраханском драмтеатре (1954 г.), в Ростове (1967г.), в Горьком (1968г.), гастролировал в Кабардино  – Балкарии (1968г.), в Монголии  в Улан-Баторе (1968г.), в Узбекистане (1976г.)

     Вторым шагом в освоении нового и сложного для осетинского театра драматического материала была трагедия «Король Лир»

     Весь постановочный коллектив во главе с режиссером Марковой Е.Г. в работе над трагедией «Король Лир» ставил  перед собой задачу донести до зрителя тему рождения человека.

Жестокий, властолюбивый король понял смысл жизни и людских взаимоотношений ценой огромных потерь и лишений. В этой трагедии, где все внимание драматурга концентрируется вокруг образа короля Лира, успех спектакля во многом решал исполнитель центральной роли. И Тхапсаев наполнил этот образ подлинной жизнью.

      В 1961 году состоялся 50-летний юбилей и 30-летие творческой деятельности В.Тхапсаева. И в этом  же году на сцене Осетинского театра ставится шестое по счету произведение Шекспира «Макбет» с В. Тхапсаевым в главной роли. Одна из сложнейших трагедий великого драматурга хорошо продумана и режиссером  Г.Д.Хугаевым и актерским коллективом, верно понята и впечатляюще воплощена.     

     В спектакле «Сармат и его сыновья» (1967г.) В.Тхапсаев выступает в роли полковника царской армии. Эта роль стала одной из этапных в творческой биографии актера.

      Наш рассказ о В.В.Тхапсаеве был бы далеко не полным, если бы мы не упомянули о творчестве осетинского актера в кино. Владимир Васильевич снимался в кинофильмах «Так рождается песня» (Бакинская киностудия), «Фатима» (Грузия-фильм), «Сын Иристона» (Ленфильм), «Я хочу танцевать» (Бакинская киностудия), «Возвращение командира», «Кавказский пленник» (студия Мосфильм). И в кино им созданы интересные, яркие образы, особенно образ великого осетинского поэта Коста Хетагурова.

     45 лет на сцене. Свыше 200 ролей мировой и отечественной классики. Ему присвоено почетное звание нар. арт. СССР /5 октября1960 г./, Северо-Осетинский АССР /1940г./и Чечено-Ингушской АССР /1960г./. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР и Северо-Осетинской АССР /1955г./, председателем Северо-Осетинского комитета защиты мира.

     В.Тхапсаев награжден орденами Ленина /1944г./,  Трудового Красного Знамени /1948г./, медалями « За оборону Кавказа» и за доблестный труд в Великой Отечественной войне /1945г./ В январе 1968г года ему вручена золотая медаль лауреата Государственной премии им. К.Станиславского, премия им. К.Хетагурова.

В последние годы своей жизни В.В.Тхапсаев тяжело болел.

      6 октября 1981 года умер В.В.Тхапсаев.

__________________________________________________________________________________________

 

ЧАСТЬ 2

Художник, согревающий мир…

Звезда в созвездии…

Талант, взращённый народом…

Гордость осетинской сцены...

Последний трагик Советского Союза...

Блистательный мир таланта...

Любимый артист...

     Это далеко не полный перечень статей, очерков, написанных искусствоведами, режиссерами, актёрами, журналистами о народном артисте СССР Владимире Васильевиче Тхапсаеве.

      Перед вами книга, о которой мы мечтали давно и решили, что она должна быть непременно приурочена к 100-летнему юбилею актёра. В ней мы попытались собрать и обобщить наиболее интересные, творческие работы, написанные в разное время и посвященные В.Тхапсаеву, одному из лучших в мире исполнителей роли Отелло.

     Как рассказать о творчестве выдающегося актёра нам, кому не удалось соприкоснуться с его искусством?     Как рассказать о человеке, талант которого принёс ему мировую славу при жизни! На страницах этой книги эту возможность мы предоставляем тем, кто жил, работал, творил рядом с ним, кто знал его в личной жизни, жил и дышал с ним одним воздухом сцены, кто знал цену успеху.

     Перелистывая пожелтевшие листы рукописей, газет, обнаружив очередной сюжет или статью о В.Тхапсаеве, невольно охватывает восторг за сопричастность к национальной гордости Осетии. Талантом В.Тхапсаева восхищались известные профессора М.Морозов и С.Цимбал, писатель Н.Атаров, театроведы Б.Зингерман, А.Вольфсон, С.Нагорный, М.Литвиненко, М.Рогачевский, поэт К.Кулиев, многие другие.

      Члены Общества Британо-Советской дружбы, посетившие в далеком 1953 году Осетинский театр, были восхищены блистательным ансамблем актеров спектакля «Отелло», покорены и очарованы игрой В.Тхапсаева. К сожалению, В.Тхапсаев не успел выйти на английскую театральную сцену, но за тысячи миль от Лондона, здесь в Осетии жил, творил и любил «Великий мавр» В.Тхапсаев, словно только для него была написана эта роль Шекспиром.

Потрясённые его игрой англичане уехали, но, спустя время, на имя руководителей театра, лично В.Тхапсаеву пришли от них письма со словами благодарности, восхищения и признательности.

      Сегодня мы не представляем себе другого Наиба в «Фатиме» К.Хетагурова, Сармата в «Сармат и его сыновья» Н.Саламова, Егора Булычова в пьесе М.Горького «Егор Булычов и другие», Коста в фильме «Сын Иристона»...

Список этих ролей можно продолжать...

     Более 200 ролей сыграно В.Тхапсаевым на сцене родного Осетинского театра. Вдумайтесь в эту цифру! Это 200 ролей по произведениям  русской, советской, национальной и мировой классики! Талант его удивительно многогранен и неисчерпаем...

     Мы благодарны и признательны  тем, кто на протяжении  всей  блистательной карьеры Бало (так любовно называли его в народе) был с ним рядом, поддерживал его и в радостные минуты и в сложное для него время: его супруге Касатской Антонине Васильевне, его сыну Махару, дочери Заире, учителям Е.Марковой, В. Фотиеву, З.Бритаевой, Г.Хугаеву.

     Возможно талант В.Тхапсаева не раскрылся бы так ярко, если бы его не окружало созвездие таких имён, как Н.Саламов,М.Цаликов, В.Каргинова, И.Гогичев, У.Хурумов,Ф.Каллагов, В.Уртаева, С.Икаева, М.Икаев, З.Галазова.

 Как жаль, что так редко рождается человек такого таланта...

     Как жаль, что не был снят  на кинопленку легендарный спектакль «Отелло» с В.Тхапсаевым в главной роли...

     Как жаль, что рядом с современной молодежью осетинского театра нет человека и актёра такого масштаба, кто своим личным примером, трепетным отношением и любовью к театру показывали, Как надо играть, Как надо любить, Как надо творить, быть преданным театру...

Как жаль...

     И как прекрасно, что, спустя тридцать лет, как его не стало, мы помним, любим, уважаем его за беззаветное служение искусству, преклоняемся перед его талантом, красотой, величием и обаянием, гордимся, что на нашей земле был рожден актёр, нёсший в народ светлые гуманистические идеалы добра, любви и преданности своей профессии.

 

Белла Салбиева

(Предисловие к книге «В.В.Тхапсаев», издание которой планируется на 2013-14гг).

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения